Применение стационарозамещающих технологий

      В настоящее время наиболее востребованными являются стационарозамещающие технологии по социальному обслуживанию, способствующие мобилизации резервов, способностей человека в привычных для него условиях по месту проживания.

      На базе Мончегорского комплексного центра функционирует программа «Школа по уходу». Она позволяют продлить пребывание граждан пожилого возраста и инвалидов в адаптированных домашних условиях, тем самым сократив количество случаев их направления в стационарные учреждения социального обслуживания. Работа «Школы по уходу» осуществляется по следующим направлениям:

- обучение родственников, осуществляющих уход за маломобильными гражданами, базовым знаниям, умениям и навыкам, необходимым в уходе;

- просветительская и разъяснительная работа с привлечением медицинских работников по поддержанию здоровья обслуживаемых граждан;

- демонстрация гражданам пожилого возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья использования средств реабилитации и ухода, содействие в обеспечении данными средствами;

       В настоящее время распространены представления о процессе адаптации человека к изменениям окружающей природной и социальной среды. Данный подход объясняется с позиции применения различных форм нестационарной помощи, информирования маломобильных граждан о технических возможностях и приспособлениях, облегчающих уход. Поэтому, помимо «Школы по уходу», сотрудники применяют иные стационарозамещающие программы, например, «Школу активного долголетия». Её задачами являются:

1. разъяснительная работа на тему психофизиологических особенностей граждан;

2. обучение навыкам самопомощи;

3. формирование среды общения.

      «Школа активного долголетия» занимается повышением когнитивной активности. Получатели социальных услуг выполняют упражнения, направленные на тренировку умственной работоспособности. Сюда входит: заучивание стихов, решение логических задач, разгадывание кроссвордов и так далее. Кроме того, данная программа способствует обеспечению культурно-досуговую деятельности. Сотрудники организует литературные и музыкальные часы, поэтические вечера, мастер-классы, викторины, выставки, выездные мероприятия, в том числе, на базе учреждений в сфере культуры, спорта, образования и так далее.

       «Школа безопасности для пожилых людей» создана для проведения разъяснительной работы о видах опасностей, информирования о действиях в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки граждан к эффективному противодействию в экстремальной обстановке. С пожилыми людьми проводятся занятия по направлениям: «Пожарная безопасность», «Мобильная безопасность», «Противодействие терроризму» «Мошенничество» и пр. В деятельность «Школы» вовлекаются представители правоохранительных органов, пожарной охраны и иные специалисты.

Перечисленные технологии работы способствуют сохранению и укреплению психологического и физического здоровья пожилых граждан, повышают уровень безопасности в повседневной жизни, укрепляют морально-психологическую устойчивость в условиях опасных ситуаций и создают условия для сохранения активного долголетия и эмоционального благополучия.

        На обеспечение активного долголетия направлена и деятельность центра «Мончегорск – город долгожителей», работающего на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения. Его цель – оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, улучшение и сохранение их здоровья, продление активного долголетия, защиты прав и интересов.

Длительное пребывание дома и постоянное нахождение в однообразных условиях негативно сказывается на пожилом человеке. Он становятся малоинициативными, апатичными и безразличными. Эмоциональные нарушения приводят к обострению хронических заболеваний, снижают когнитивное функционирование, затрудняют процесс социальной адаптации. Эти проблемы призван решить центр «Мончегорск – город долгожителей».

Созданию Центра способствовали:

1. накопленный опыт работы специалистов с пожилыми людьми в форме полустационарного обслуживания;

2. наличие материально-технической базы для занятий адаптивной физической культурой, музыкой, пением, танцами и рисованием.

        В рамках полустационарного обслуживания при работе с пожилыми гражданами использовались факультативные формы социальной реабилитации. Это и легло в основу работы центра «Мончегорск – город долгожителей». Участникам центра выдаётся маршрутный лист с указанием даты и места работы клуба. Названия клубов говорят сами за себя: «Спортивное долголетие», «Школа дизайна», «Музыка души», «Здоровье», «Школа по уходу», «Советы психолога», «Внучата», «Мастерская жизни». Каждый может выбрать для себя занятие по душе и заниматься им на безвозмездной основе. Работа клубов проходит на разных площадках Учреждения и города. Это спортивный комплекс «Умка», библиотеки, музеи, Городской центр культуры и др.

      Во время проведения мероприятий клуба пожилой человек имеет возможность выступить в роли ведущего, посоревноваться в спортивных состязаниях, продемонстрировать свои творческие возможности, кулинарные способности, пообщаться с получателями социальных услуг отделений Комплексного центра. Помощь в организации деятельности клубов осуществляет Совет Центра, избранный на общем собрании. Разработано Положение о Центре «Мончегорск – город долгожителей», календарно-тематический план, график проведения мониторинга востребованности деятельности, правила поведения участников.

         Центр «Мончегорск – город долгожителей» насчитывает 42 участника. Самыми востребованными являются занятия по адаптивной физической культуре. Спортивные тренировки позволили пожилым людям стать постоянными участниками городских и областных физкультурных мероприятий и соревнований.

Психологическая помощь участникам Центра «Мончегорск – город долгожителей» предусматривает широкий спектр видов реабилитации. Все они направлены на решение определенных задач, которые в комплексе обеспечивают достойный уровень жизни и активное долголетие, способствуют гармонизации внутреннего мира, активизации внутренних ресурсов личности, а также повышают жизненную активность и потребность в реализации себя.

       Формы и методы деятельности Центра направлены на вовлечение пожилых людей в активную деятельность, выявление и стимулирование их наклонностей и талантов и заполнение досуга. В рамках работы клуба «Школа дизайна» организовано две персональные выставки с предметами, выпаленными участниками центра в различных видах декоративно-прикладного искусства. Многие члены Центра пишут стихи, песни и с удовольствием исполняют их.

Для пожилых граждан и инвалидов необходима социокультурная деятельность, которая бы вовлекала их в творчество и спорт, которые, в свою очередь, позволяют затормозить или предупредить угнетающие проявления старения и расширяет круг общения пожилых людей.

          В отделении «Социальная служба» ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» применяется «Бригадный метод работы». Уже через 3 месяца после его апробирования были сделаны выводы, что эффективность оказания социальных услуг повысилась, улучшился взаимоконтроль среди социальных работников, а также снизились риски синдрома профессионального выгорания.

      Целью социального обслуживания на дому является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше жить в привычном и комфортном социальном окружении. В настоящее время создано 6 бригад по 6-7 человек, которые распределены по территориальному принципу.

        Преимущества бригадного метода работы:

- разделение обязанностей между социальными работниками в бригаде, что облегчает труд и экономит рабочее время;

- увеличение количества предоставляемых социальных услуг;

- увеличение времени общения с получателями социальных услуг;

- расширение круга общения клиентов;

- повышение степени удовлетворенности социальным обслуживанием.