Российско-норвежская программа для родителей «Невероятные годы»

 

Нарушение  поведения – причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Нередко к детям с поведенческими проблемами применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.

Программа «Невероятные годы» является структурированной терапевтической  международной программой по коррекции поведенческих проблем у детей от 3 до 8 лет.  В её основу положены принципы обучения поведенческим и социальным навыкам. Делается упор на позитивное взаимодействие (взаимоотношение) детей и взрослых, изменение реакции родителей на специфическое поведение ребенка.

Занятия проводят тренеры, прошедшие обучение по данной программе. Программа реализуется посредством активных методов социально-психологического тренинга с использованием: беседы, работы в мини-группах, мозгового штурма, просмотра видеосюжетов, ролевые игры.

 Цели программы:

1. Увеличить социальные навыки детей;

2. Повысить родительские умения и укрепить семью.

 Основные задачи проекта:

- увеличить навыки решения конфликтов и эффективные стратегии преодоления гнева;

- уменьшить негативные склонности детей и увеличить эмоциональные навыки;

- уменьшить деструктивное поведение детей и связанные с ним такие поведенческие проблемы, как непослушание, запугивание других детей и их отвержение, воровство и ложь;

- повысить готовность ребенка к школе и академическую успеваемость.

- увеличить родительские навыки положительной коммуникации, включая игру и похвалу, и сократить долю критичного отношения и ненужных требований;

- улучшить умение родителей устанавливать границы, заменив физическое наказание ненасильственными дисциплинарными методами;

- улучшать родительские навыки решения проблем и умения преодолевать гнев;

- развивать сотрудничество всех тех, кто влияет на жизнь ребенка в различном окружении — родителей дома, воспитателей в детском саду и учителей в школе.

 Сроки реализации: проект реализуется с 2012 года.

 

Программа «Невероятные годы»:

№ Занятия

Тема

Цель и содержание

Занятие № 1 

«Знакомство. Как играть со своим ребенком?»

 

Цель: знакомство участников, изучение приемов эффективной игры, принятие правил группы. Конкретизация проблем. Знакомство с «Пирамидой».                          

Занятие № 2 

«Помогая ребенку учиться в игре»

Цель: изучения приемов эффективной игры. 

Занятие № 3 

«Развивая у ребенка умение думать»

Цель: изучение приемов, способствующих развитию у ребенка умения думать.

Занятие № 4 

«Развивая у ребенка умение думать. Комментирование»

Цель: изучение стратегии комментирования развивая у ребенка умение думать.

Занятие № 5 

«Похвала. Выявляя в ребенке лучшее»

Цель: изучение похвалы как эффективного инструмента повышения мотивации детей.

Занятие № 6 

 «Материальные награды. Мотивация детей»

Цель: изучение способов материального стимулирования детей.

Занятия № 7 

«Программа похвал. Система наклеек»

 

Цель: Изучение системы наклеек как эффективного способа стимулирование желаемого поведения ребенка.

Занятия № 8 

«Эффективное установление границ»

 

Цель: Изучение основ эффективного установления границ, способов эффективного выдвижения требований.

Занятия № 9 

«Как помочь ребенку принять границы»

 

Цель: Изучение техник, с помощь которых родитель может помочь ребенку принять границы, приемов эффективного переключения и игнорирования нежелательного поведения.

Занятия №10 

«Игнорирование»

 

Цель: Изучение техники игнорирования неподобающего поведения.

Занятия №11 

«Как последовательно соблюдать правила и границы?»

 

Цель: Изучение способов последовательного соблюдения правил и границ.

Занятия №12

«Тайм-аут за непослушание»

 

Цель: изучение способов эффективного реагирования на непослушание ребенка.

Занятия №13 

«Тайм-аут за агрессивное поведение»

 

Цель: изучение способов эффективного реагирования на агрессивное поведение ребенка.

Занятия №14 

«Последствие и решение проблем»

 

Цель: изучение стратегии научения ребенка самостоятельно принимать решения и нести за это ответственность.

Занятия №15 

«Заключительное занятие. Праздник»

Цель: повторение основных принципов, стратегий и методов программы, завершение курса.

 

 


       ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» продолжает реализацию программы «Невероятные годы». В 2015 году специалисты учреждения провели 2 цикла занятий для родителей, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 8 лет, имеющих проблемы в поведении, с охватом 11 семей.

        В ходе занятий участники программы проинформировали о трудностях, возникающих при воспитании детей, обсудили преимущества совместной игры родителя с ребенком, просмотрели видеосюжеты. Групповые руководители вручили каждому родителю руководство по выявлению и преодолению проблем воспитания. В свою очередь родители выразили свою благодарность, отметили, что участие в тренингах позволило пересмотреть свои взаимоотношения в семье и уменьшить количество негативных поведенческих проблем у детей, а самое главное, что они научились понимать чувства и переживания своих детей, сдерживать свои негативные эмоции, эффективно оказывать поддержку и помощь своему малышу.

       С октября планируются очередные занятия по этой уникальной авторской программе и, что немаловажно, совершенно бесплатно для её участников. Присмотр за детьми на время проведения тренинга с родителями, осуществляется специалистом, имеющим педагогическое образование.


Программа для родителей «Невероятные годы»(24.10.2014)

 23 октября 2014г. в отделении реабилитации  для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями  с группой дневного пребывания для детей-инвалидов стартовала программа «Невероятные годы» для родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей. Программа основана на психологических принципах изучения и коррекции поведения детей  от 3-х до 8-и  лет, направлена на улучшение взаимодействия родителя и ребенка.

         Курс программы состоит из 12 занятий, которые проходят в вечернее время раз в неделю в форме группового тренинга. В ходе занятий используются разнообразные подходы к обучению: просмотр видеороликов, групповые дискуссии, беседы, практические упражнения, ролевые игры, домашние задания. Участники группы обеспечиваются бесплатным пособием и раздаточным материалом.

 Групповые руководители - Елена Козорез, Галина Бебихова, Алена Ненашева - прошли обучение по программе и постоянно совершенствуются в данном направлении.


  «Невероятные годы»(26.06.2014)

Специалисты отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями с группой дневного пребывания для детей-инвалидов Бебихова Г.В. и Ненашева А.С. с 2 июня по 4 июня 2014 года  в г. Архангельск прошли обучение по российско-норвежской программе «Невероятные годы». Полученные сертификаты дают право на проведение занятий с  группами родителей, воспитателей, социальных работников, заинтересованных в судьбе ребенка.
   Программа «Невероятные годы направлена на улучшение воспитания, предотвращение и коррекцию поведенческих проблем у детей в возрасте от 3 до 8 лет.

Программа позволяет:
- повысить родительские умения и укрепить семью;
-увеличить навыки положительной коммуникации, включая игру и похвалу, и сократить долю критичного отношения и ненужных требований;
-развивать сотрудничество всех тех, кто влияет на жизнь ребенка в различном окружении — родителей дома, воспитателей в детском саду и учителей в школе.
Занятия проводятся бесплатно.